О творчестве Надежды Ивановой.

В конце 2020 года в Камчатском художественном музее открылась персональная выставка Надежды Ивановой «Мелодия моей души». Для многих посетителей и друзей музея ее выставка оказалась настоящим открытием, ведь немногие знали о том, что в крае живет и работает такой замечательный художник. Надежда Иванова долгое время не выставляла свои работы. По ее словам, она готовилась к выставке очень долго и серьезно, не позволяя себе провести в суете и небрежности такое важное для любого художника событие как персональная выставка. Высокая ответственность перед самой собой и прежде всего перед своими зрителями – не только особенность характера, но и результат большой школы жизни, пройденной художницей на творческом пути к мастерству и признанию.

Надежда Иванова – художник, плакатист, журналист, дизайнер, книжный иллюстратор. 1Работает в графике, монументальной и станковой живописи.

Надежда Евгеньевна Иванова (девичья фамилия Кузнецова) родилась 10 августа 1950 г. в небольшом старинном городе Тетюши, расположенном на берегу Волги. «Росла с братьями, воспитывалась на книгах Джека Лондона и мечтала о «диком» Севере и геологии. – рассказывает Надежда Евгеньевна. – С раннего детства рисовала, в школе оформляла наглядные пособия, плакаты, стенгазеты. После школы, окончив курсы оператора по исследованию нефтяных скважин, работала в городе Лениногорске, где жила моя семья».

Север для поколения романтиков-шестидесятников был сродни космосу – такой же далекий, неизведанный, суровый и притягательный. Младший брат Надежды, Евгений, в 18-летнем возрасте записался в экспедицию на газовые месторождения Ямала и уехал работать в Заполярье. В 1970 году появилась возможность и у Надежды исполнить давнюю мечту: устроившись лаборантом в геолого-разведывательный институт города Тюмени (Западно-Сибирский НИИ геологии и геофизики), она поехала работать в геологическую партию в сургутскую тайгу.

«Тогда я была еще в поиске своего призвания, – вспоминает художница. – Мне хотелось быть геологом, и я попробовала себя в этой профессии. Мне повезло, что там я встретила интересных мужественных людей, настоящих ученых. Там же, в глухомани тайги, где вековые сосны, черные речки, клюквенные болота, поняла, что хочу показать эту красоту людям. Я начала поиск работы художником-оформителем и через некоторое время получила вызов из строящегося города Надым (Ямало-Ненецкий автономный округ, авт.). Работала на одном из строительных предприятий города, оформляла фасады зданий. Затем по приглашению брата, работавшего на газовом месторождении Медвежье, я переехала в поселок Пангоды Надымского района. Там я трудилась художником-оформителем на предприятиях Полярной экспедиции глубокого бурения, делала всё: от росписи зданий до создания плакатов, афиш и украшений к праздникам. Заполярье, где полгода полярная ночь с огромными звездами и полыхающим северным сиянием, а полгода полярный день, когда даже в темных очках слезятся глаза от белых искрящихся снегов, оставило неизгладимый след в душе».

В 1975 году Надежда Иванова поступила в Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра на оформительское отделение. Свердловское художественное училище основано в 1902 году, и, являясь одним из старейших в России, всегда сохраняло традиции российского академического художественного образования. Надежда вспоминает, что учиться было непросто, требования к студентам были жесткие, но и знания в училище давались глубокие, основательные. Окончив училище в 1979 году, она вернулась в поселок Пангоды, где продолжила работу по оформлению интерьеров и фасадов производственных зданий газового месторождения Медвежье. В некоторых из тех зданий до сих пор сохранились росписи, выполненные рукой художницы.

01

Нежность. 2020 Бумага, тушь, перо

В 1980 году судьба забросила молодую художницу на Камчатку. Первый муж был гидроакустиком, работал в море, именно с ним пришлось отправиться на самый край земли. Здесь случай привел Надежду Иванову в редакцию газеты «Камчатский Комсомолец», в которую как раз требовался художник-график. Пришлось, по её словам, «перестраиваться» от работы в монументальной живописи с росписями на больших плоскостях стен в помещениях и на фасадах зданий – к работе с рисунками маленького формата, занимавших едва ли пятую часть газетной полосы. Чтобы оформить газетную рубрику, создавала по 20-30 эскизов, стараясь достигнуть выразительности, символизма. Эта своеобразная школа графического искусства, которую прошла художница в периодической печати, дала ей значительный опыт и мастерство. Каждый, кто посетил выставку «Мелодия моей души» в музее и видел удивительную по исполнению графику художницы, мог наблюдать певучесть и гибкость линий, отточенность композиции, в которой согласованность линий и форм рождают цельность впечатления.

До 1990-х годов художница работала в местных газетах «Камчатский Комсомолец», «Камчатская неделя», «Камчатская правда». Благодаря частым командировкам, она объездила почти весь полуостров, побывала в красивейших местах Камчатки. Зимой и летом довелось жить в оленеводческих табунах на самом севере полуострова. С тех пор особое место в творчестве занимает тема жизни коренных народов Севера, непосредственно наблюдать которую довелось в табунах.

«Мне удалось своими глазами увидеть настоящую жизнь в стойбище, традиционный быт коренных народов Камчатки – рассказывает Иванова. – Детей, бегающих по тундре с коричневыми оленьими пантами в ручонках, древних старух, шьющих меховую одежду. Они живут в труднейших условиях Севера. Бывало, летом приходилось прятаться от комаров в яранге, в которой делали дымокур из мха, зимой было очень тяжело из-за сильных морозов. Работала при свете керосиновой лампы, делала наброски углем, стараясь запечатлеть всё, что видела».

Сегодня из набросков, натурных зарисовок тех лет Надежда Иванова черпает вдохновение для создания форматных, композиционно выверенных, с ясной детальной проработкой графических листов и живописных полотен. Работы «В дорогу», «Диалог с Марией», «В долине ветров и солнца» и другие воплощают образы северян – их стойкий характер, сказочно-мифологическое мироощущение, целостность бытия в гармонии с природой.

в долине ветров и солнца

Рисунки из командировок входили в цикл изорепортажей (серии рисунков о каком-либо событии), которые художница выполняла по заданию редакции. Помимо изорепортажей занималась журналистикой – писала дневники, заметки, которые публиковались на страницах газет. Значительную серию заметок она создала в Беринговоморской экспедиции на агиттеплоходе «Корчагинец». Целый месяц провела Иванова в море, работая в плакатной графике и попутно ведя дневники для газеты. Из того рейса она привезла портреты представителей морских профессий: рефмехаников, машинистов, простых матросов. «Я была на Командорах, прошла с рюкзаком Долину гейзеров, и всегда и везде рисовала. – говорит художница. – Мне интересны такие люди, которые являются примером стойкости и внутренней силы, примером для молодых. И мне повезло – на своем жизненном пути мне встречались настоящие люди, люди сильные духом. Своими произведениями я хотела бы отдать дань уважения им всем».

в небесах

В годы перестройки, когда в стране был объявлен курс на рыночную экономику, Надежда Иванова пробовала себя в рекламном дизайне, создавая рекламные объявления в газетах, а также делала иллюстрации для книг. Она оформила книгу известного корякского писателя Владимира Коянто «Рог вожака» – рассказы о благородстве, доброте, смекалке коряков, жителей сурового севера Камчатки. Также в списке ее работ иллюстрации к справочнику-памятке «Любовь, секс, семья», сборнику рецептов «Для вас, сладкоежки» и другие. Затем долгое время работала художником-оформителем в УВД Камчатского края. В настоящее время Надежда Иванова – свободный художник.

В экспозиции выставки «Мелодия моей души» было представлено более 90 живописных и графических работ. Пейзажи, портреты, тематические композиции отличались разнообразием художественных техник: живопись маслом на холсте, акварель, пастель, рисунки тушью и пером, карандашом. Иванова говорит, что ей необходимо это разнообразие: «Долгое время посвящая графике, иногда остро тянет к цвету, к краскам, и тогда с головой погружаюсь в живопись». В последнее время художница обратилась к новой для себя технике – аэрографии (одна из техник изобразительного искусства, использующая аэрограф в качестве инструмента для нанесения краски на какую-либо поверхность) и планирует в будущем сделать выставку работ, созданных в этой технике. Оптимистичность, вера в собственные силы, трудолюбие – те качества, которые отличают Надежду Иванову и помогают в реализации своей творческой энергии и таланта.

лунный свет

Одну из сторон ее художественного творчества составляют произведения, рожденные в гармонии с внутренним мироощущением автора. В своих работах Надежда Иванова выстраивает художественные образы, основанные на вечных темах Любви, Материнства, Женщины. Символические образы в таких графических листах, как «Нежность», «В небесах», «Лунный свет», «Это я ... Господи...» и многих других, привлекают глубиной, проникновенностью, эмоциональностью. Изящество линий, выразительность и певучесть их изгибов завораживают, сюжеты заставляют задуматься о непреходящих ценностях в жизни каждого человека. В своих произведениях Иванова затрагивает также философские проблемы, остросоциальные темы. Произведения «Купите..», «Немой плач», «Покаяние», «Зов» обращают внимание зрителя на реалии, о которых не любят говорить – бедность, старость, одиночество, потеря близких. Поэтичность натуры, духовная сосредоточенность, глубокие нравственные установки находят отражение и в лирике – некоторые работы автора сопровождают стихотворения собственного сочинения.

«Человек рожден для радости, - уверена Надежда Евгеньевна, - поэтому я стараюсь сделать работы светлыми, жизнеутверждающими. Сюжеты многих моих работ навеяны музыкой и стихами. Я делаю много набросков к теме, которая меня волнует, и работаю до тех пор, пока композиция не будет математически отточенной. А иногда рисую на одном дыхании. Сильные человеческие эмоции – моя тема. Стараюсь так нарисовать, чтобы работой передать эмоции, чтобы зритель ощутил энергетику чувств, и наполнился этой энергией. Хочу, чтобы люди, посмотрев мои картины, потянулись к красоте и гармонии».

Научный сотрудник музея Панова А.Б.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.