В выставочном зале Камчатского краевого художественного музея в феврале 2014 г. состоялась персональная ретроспективная выставка «Сквозь время»  народного художника Российской Федерации, ветерана Великой Отечественной войны Федора Григорьевича Дьякова (1924- 2009), посвященная 90-летию со дня рождения.

 

 

Север – основная тема в творчестве Ф. Дьякова. Его полотна всегда узнаваемы, эмоциональны по настроению, отличаются непосредственностью восприятия жизни. Он автор неповторимых камчатских пейзажей, натюрмортов, тематических картин посвященных городу-порту Петропавловску-Камчатскому, Камчатке рыбацкой, строительству Толмачевской ГЭС, создал замечательные портреты современников. Обращался художник и к исторической тематике, посвященной героической обороне Петропавловского порта от англо-французской эскадры в 1854 году.

Родился Федор Григорьевич 29 февраля 1924 г. в семье потомственного донского казака Григория Дмитриевича Дьякова и Агафьи Ивановны, в девичестве Никишиной на хуторе Атаманском Ростовской области. «Хутор Атаманский расположился верстах в двадцати от Северного Донца. С одной стороны его – крутой увал и, если на него поднимешься, то увидишь бескрайнюю степь, где когда-то росли обильно ковыль, перекати–поле и лазоревые цветы. С другой стороны – низина, где протекает речка Глубочка, заросшая камышом, осокой и кугой. А кругом сады и левады. Наша хата … стояла недалеко от глубокого яра, возле которого проходила дорога в степь» /1/, - писал в своих воспоминаниях художник, удивительно «живописно» передавая колорит донских просторов. Быть может именно это его удивительно пристальное внимание к природе с детства впоследствии и определили пейзаж – одним и основных жанров творчества художника. 

В семье Дьяковых было четверо детей – Александр, Мария, Пётр и Фёдор. Жили вместе с дедом Григорием Дмитриевичем. Хозяйство было середняцкое. Все работы выполняли сами.

Отец - Григорий Дмитриевич Дьяков, во время первой мировой войны за боевые заслуги стал полным георгиевским кавалером. В гражданскую войну он воевал под командованием Врангеля. После отступления Белой армии не эмигрировал, вернулся домой. Судьба обошлась с их семёй жестоко. Детство и юность будущего художника стали нелегким ис­пытанием.

В 1931 году семья Дьяковых, как и многие другие казацкие семьи, была приговорена к раскулачиванию и сослана на лесозаготовки в Пермскую область. Позднее  жили на окраине города Свер­дловска, в так называемых мос­ковских бараках, затем в посёлке Камышлово. Отец  Григорий Дмитриевич в 1938 году был арестован и через 28 дней расстрелян, но об этом Федор Григорьевич узнал лишь в 1993 году.

Перед началом вой­ны, в 1939 году, семья бежала на родину - на Дон.  В годы войны Фёдор работал на «оборонке» на строительстве и восстановлении железнодорожных мостов, играл на трубе в духовом военном оркестре, писал патриотические лозунги. Федор Григорьевич говорил, что даже в войну ему выпало не разрушать, а созидать. Уже тогда, среди хаоса войны, жестокости и разрухи укрепилась его вера в спасительную силу искусства. День Победы он встретили в Закарпатье.

После войны приехал в Черновцы, где участвовал в строительстве мостостроительного завода. Так сложилось, что встреча  в 1948 году с  художником  Владимиром Николаевичем Семашкевичем - руководителем Черновицкой организацией Союза художников СССР, выпускником Харьковского художественного института, определила всю дальнейшую судьбу Фёдора. Это был его первый учитель. В мастерской художника он с увлечением начал заниматься рисунком и живописью. А уже  в  1950 году впервые в своей жизни Федор Дьяков участвовал в Черновицкой областной художественной выставке натюрмортом «Пионы».

Уроки, полученные в Черновцах, помогли  ему успешно сдать экзамены в Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова, которое он в 1955 году закончил с отличием. Его дипломной работой была композиция «Донские рыбаки». С благодарностью вспоминал Ф.Дьяков своих наставников – известных художников-педагогов А. Кулагина, Т. Семёнова, С. Скопцова и других.

После окончания училища в течение года преподавал в школе п. Глубокий  рисование и черчение.

В 1957 году он уехал на Камчатку, устроился в управление тралового флота художником.

Здесь всё вокруг было ново, необычно, интересно и всё рядом: бухта, океан, пирсы, пароходы, сопки, вулканы. Не случайно, Никольскую соп­ку и рыбный порт художник принял всей душой и с любо­вью называл своей  постоянной  «академичкой».

Первую рабочую творческую поездку Федор совершил в бухту Вилючинскую на сельдевую путину в 1958 году, а уже в следующем (1959) году отправился на весеннюю путину по восточному побережью полуострова вместе с агитбригадой. Побывал в бухте Лаврова, бухте Южно-Глубокой, посёлках Тиличики, Пахачи, Вывенка, Апука.

Федор Дьяков много работал на пленере – это основа его творчества. В основном это были этюды, как он их сам называл «малого формата», но которые он стремился строить по законам большой картины: в них нет иллюзорной подробности и беглости впечатления. Уже в натурном  этюде он стремился создать обобщённый образ природы и в то же время передать непосредственное ощущение красоты конкретного мотива – характерного камчатского пейзажа, создать настроение. Это для него было особенно важно, когда он продолжал работать по многочисленным этюдам в мастерской.

В конце 1950-х годов Ф. Дьяков становится постоян­ным участником художе­ственных выставок. Колористическое решение ранних работ художника более сдержанно. Ему было интересно писать камчатские непогожие дни, облака, туманы – пластически ощущать суровость края причалов. Уже тогда, в 1960-е, художник сумел оценить красоту серебристых тонов  («Бухта Лаврова», «Сиреневый день» и др.).

В 1967 году Фёдор Дьяков один из первых на Камчатке (вместе с художником Евгением Горбатенко) был принят в Союз художников СССР. Стоял у истоков основания Камчат­ских художественно-производ­ственных мастерских художественного фонда РСФСР и созданию на Камчатской организации Союза художников РСФСР. С 1976 года – являлся постоянным членом Правления Камчатской организации Союза художников России. С 1987 по 1990 год был председате­лем Камчатской организации Союза художников РСФСР.

Работа в окрестностях Пет­ропавловска и постоянные поездки по Камчатке значительно обогатили  палитру художника, сдела­ли живопись более свободной и раскованной. Светлые серебристые тона его ранних работ постепенно сменяются более насыщенным цветом. Но неизменно остается его преклонение перед красотой камчатского пейзажа, эпичностью океанского простора, исполинской мощью вулканов.

Мотивы полюбившихся мест постепенно складываются в серии картин. На протяжении многих лет он оставался верен избранной теме - города-порта («В Петропавловском порту», «Город-порт»), с интересом разрабатывал темы Камчатки рыбацкой («Колхозный флот», «Время лова корюшки», «Ледоход на Вывенке» и др.), работал над серией «Толмачевский каскад», посвященный строительству Толмачевской ГЭС, Мутновской Геотермальной станции («Мутновка строится»).

С упоением  он писал уникальные уголки северной природы:  знаменитую Долину гейзеров, Курилы, Командорские острова с шумными птичьими базарами, лежбищами сивучей и морских котиков  («Утро в Долине Гейзеров», «Птичий базар. Командоры»).

Свежие впечатления, которые он получал в многочисленных поездках, упорная работа в мастерской, вечное подвижничество помогали рождению всё новых и новых картин, удивляя то неповторимыми морскими просторами («Бухта Лаврова»),  то необычным рельефом сопок с причудливыми формами снежников («Осень на Мутновке»), то разноцветьем трав на высокогорных тундрах («Земля цветёт»).

Но особую привязанность сохра­нил в своём творчестве художник к вулканам. Большой интерес вызвала персональная выставка Ф. Дьякова под названием «У подножия вулкана», состоявшаяся в 1995 году в единственном в нашей стране институте вулканологии в г. Петропавловске-Камчатском. «Вулканы для меня - особая тема. Сколько таинств  хранят в себе эти мощные, оседлавшие вечность исполины! Я люблю наблюдать вулканы и порой не столько их заоблачные вершины и фейерверки извержений, сколько то, что сделано вулканом -  застывшие лавовые потоки, безмолвные каменные долины. Какая там стоит звенящая тишина... Земля там дышит, парит…», - делился своими впечатлениями художник.

Смотришь на работы Федора Дьякова, и встаёт перед глазами мир удиви­тельный. Грозно развернул жерло «Кратер Мутновского вулкана», остановилась в немом оцепенении лава «Сказ о Толбачике. Голубая лава», причудливо раскинул зубчатые вершины «Хребет Кумроч».

Важное место в творчестве Федора Дьякова принадлежит натюр­морту. Сюжеты его натюрмор­тов всегда незатейливы, необыкновенно естественны и в то же время в них присутствуют, радость бытия, любование, некая логика, помогающая постичь кра­соту жизни. Ряд натюрмортов тесно связаны с деятельностью человека. Среди них «Натюрморт с корюшкой», «Рыбацкий натюрморт» и другие. 

С особой радостью Ф. Дьяков писал цветы – нежные дары непродолжительного камчатского лета. Для художника это была не только своеобразная «отдушинка», но и великолепная возможность активного поиска цвета. Художник варьировал контрастами тёплых и холодных, прозрачно-лёгких и плотно-весомых тонов («Осенний букет», «Розовый натюрморт»). Особенно он любил писать душистые охап­ки полевых и горных цветов не­посредственно на природе, на­полняя пространство холста ка­ким-то внезапным волнением. Неслучайно многие его натюрморты превращались в картину, где натюрморт и пейзаж гармонично сливались в единое целое («Цветы на лаве», «Горные цветы»).

В к. 1980-х-1990-е годы Федор Григорьевич увлеченно изучает твор­чество французских художни­ков-импрессионистов и постим­прессионистов. Он стремит­ся найти новые ответы на волнующие его вопросы цвета в живописи.

Часто бывая в Петропавловском порту, он наблюдал удивительные рассветы и закаты. Корабли, вибрация волн, отражений и бликов покоряли художника динамикой открытых цветовых сочетаний. «Словно красочный натюрморт из судов и цвета, и невозможно  отделить, где кончаются корабли, бухта и начинается город», - восхищался  и вспоминал о своих впечатлениях Федор Дьяков. Так родилось его известное произведение-триптих «Петропавловский морской порт» («У холодильника»- левая часть, «Угольная»- центральная часть, «Спасатели» - правая  часть).

Важным этапом твор­ческой жизни Ф. Дьякова были поездки в Дома творчества, совместная работа с российскими художниками во всероссий­ских и всесоюзных творческих группах. Он работал с очень многими известными художниками - Рустамом Яушевым, Кириллом Шебеко, Иваном Рыбачуком, Виктором Чуловичем, Андреем Яковлевым, Нелли Баранчук и другими.

Ф. Дьякову интересен человек – его современник. Часто бывая в рыбацких поселках,  у оленеводов, вулканологов и на пограничных заставах, он писал портреты.  Среди них  «Зоотехник - оленевод Иван Аммик», «Портрет хранителя Долины гейзеров В.Николаенко» и др. Многие годы,  художник сотрудничал с Портретной галереей «Скрижали Камчатки», создал портреты деятелей культуры Камчатки («Татьяна Петровна Корсак», историк-краевед «Ирина Витер», писатели «Леонид Пасенюк», «Радмир Коренев», «Виктор Кудлин», «Юрий Манухин», поэт «Евгений Сигарёв», заслуженная артистка России - «Екатерина Гиль», народный артист России - «Иосиф Жуков»,  «Епископ Петропавловский и Камчатский Нестор II» и др.).

В  конце 90-х гг. XX- начале XXI вв. художник обратился к исторической тематике и создал живописное полотно («Оборона Петропавловского порта. 1854 год»), посвященное  150–летию  героической обороны Петропавловского порта от нападения англо-французской эскадры.    

Федор Дьяков был художником с богатым творческим потенци­алом, а его произведения снис­кали заслуженное признание. В 1999 году Федору Дьякову было присвоено звание «Заслуженный художник России», а в 2005 году - звание «Народный художник России».

Сегодня Работы Фёдора Дьякова находятся в коллекциях Камчатского краевого объединенного  музея, Камчатского  краевого  художественного музея, Портретной галереи «Скрижали Камчатки»,  Северобайкальской картинной галереи, частных собраниях России и за рубежом, закупались Дирекцией художественных выставок СХ РСФСР,  Министерством  культуры РФ.

А.Черкашина, старший научный сотрудник камчатского краевого художественного музея, искусствовед, член Союза художников России          

 

Источники:

1. А. Черкашина. «Твоим просторам в горизонтах тесно» (Очерк о творчестве Ф. Дьякова и В. Тришкина). Уральский следопыт №6, Свердловск. 1988, с. 47-49.

2. А. Черкашина. «Я люблю эту землю» (к 75-летию художника Ф. Дьякова) // Вести. «Три брата»  № 15. 1999-5 февр.

3. Фёдор Дьяков. «Жизнь моя – земля Камчатская». Автобиографический очерк.  Петропавловск-Камчатский. 1999. 46 с., ил.

4. А. Черкашина. Сценарий творческого вечера, посвящённого народному художнику России Ф. Г. Дьякову (1924-2009) на его персональной выставке «Сквозь время» (к 90-летию со дня рождения художника). 2014 .

 

 Примечания:

1. Фёдор Дьяков. «Жизнь моя – земля Камчатская». Автобиографический очерк.  Петропавловск-Камчатский. 1999, с. 5.

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.