Статья посвящена творчеству известного камчатского живописца, заслуженного художника Российской Федерации Виктора Михайловича Тришкина (1940-2022), внесшего весомый вклад в развитие изобразительного искусства Камчатского края и Дальнего Востока последних десятилетий XX столетия – начала XIX. В статье рассматривается тематический и жанровый диапазон художника, характерные черты творчества.

Ключевые слова: Тришкин Виктор Михайлович; живопись; пейзаж; натюрморт; изобразительное искусство; Петропавловск-Камчатский; Камчатский край, Дальний Восток.

      Имя Виктора Михайловича Тришкина (1940-2022), заслуженного художника России принадлежит к плеяде художников, которые стояли у истоков становления и развития на Камчатке профессионального искусства, создания Камчатской организации Союза художников РСФСР [1]. Его богатое творческое наследие прочно связано с изобразительным искусством Камчатского края и Дальнего Востока.

      Виктор Тришкин – мастер неповторимых пейзажей и натюрмортов, отражающих уникальную природу Камчатки и традиционную материальную культуру народов Севера. Именно в этих жанрах художнику удалось убедительно и ёмко выразить своё собственное отношение к Северу, передать особый камчатский колорит.

        Камчатка в творчестве художника сопряжена с осмыслением и созданием изменчивого образа этого сурового и удивительного края. Север не допускает повторов ранее виденных цветовых сочетаний и каждая новая встреча с ним – новое открытие и переложение своих мироощущений на холст.

       Виктор Михайлович Тришкин – родился 8 апреля 1940 года в деревне Антиповке Петровского района Саратовской области, что расположена на живописных берегах небольшой извилистой речки Медведица (левый приток Дона) с многочисленными перекатами, плёсами и тихими заводями, где всегда было много кувшинок, лилий и зарослей тростника. Домики с соломенными крышами вдоль единственной в деревне улочки, огороды, мостки у речки, тенистые дубравы и запах земляники навсегда остались в памяти. Здесь прошло его детство.

        Отец – Михаил Иванович Тришкин до войны работал железнодорожником, но его Виктор почти не помнит, ему был всего год, когда в суровом 1941-м году он ушёл на фронт и уже не вернулся. На долю матери – Дарьи Фёдоровны легли все тяготы голодной военной и послевоенной жизни. В 1949 году в поисках лучшей доли она, собрав 4 детОленевод Вантулян 1975 г, 63x82ей (старший брат Николай, сестры Александра, Клара и Виктор), завербовалась и отправилась на Сахалин. На Сахалине сначала жили в таёжномЖаркое лето. Паужетка1986. Х.м.85х110 пос. Скалистом, а затем в г. Чехов. 

        С раннего детства и в школьные годы страстным увлечение Виктора были рисование и музыка. Память хранит и первые незатейливые постановки, которые ставил ему учитель Николай Лаврентьевич Никитин, заметивший его способности к рисованию. Были и школьные стенгазеты, и выставки детского рисунка, и первое место в районном конкурсе. Одновременно он самостоятельно учился играть на балалайке, гармошке, баяне и даже пытался поступить в Хабаровское музыкальное училище. Но этой мечте не суждено было сбыться, – не прошёл по конкурсу (он, самоучка, не смог состязаться с теми, кто годами занимался в музыкальной школе с педагогами).

        Армию отслужил на Камчатке. Именно Камчатка не оставила сомнений в его выборе стать профессиональным художником. Всё свободное время он рисовал и основательно готовился поступать в художественное училище.В 1962 году, успешно сдав вступительные экзамены, он был сразу зачислен на второй курс художественно-графического отделения Биробиджанского педагогического училища. Учился у известных художников-педагогов А. П. Смелова, В. Е. Девятко, А. В. Третьякова. По окончании училища, защитив диплом на отлично, вернулся на Камчатку уже навсегда (1966).

       Начал свою творческую биографию Виктор Тришкин учителем рисования в школе № 20, г. Петропавловска-Камчатского. В 1970-е годы работал преподавателем и директором городской детской художественной школы, приняв эстафету от художника-педагога Виталия Шохина (ныне – заслуженного художника РФ).

       С 1967 года В. Тришкин активно участвует в художественных выставках, в 1976 – принят в Союз художников СССР. Многие годы был членом правления Камчатской организации Союза художников.

       Важная веха в становлении художника Виктора Тришкина рубеж 1960-х – 1970-е годы. Судьбоносную роль в его творческой биографии сыграл случай, который свёл его с талантливым дальневосточным живописцем Иваном Васильевичем Рыбачуком, положив начало их многолетней дружбе. В декабре 1969 года Виктор Тришкин впервые, оказался вместе с ним на этюдах в бухте Русской и это стало для него по-настоящему школой постижения мастерства, способствовало развитию его живописного дарования.

       Поездки, встречи с коллегами-художниками, работа на Академической даче им. И. Е. Репина в Тверской области, во всесоюзных творческих группах вдохновляли, обогащали опытом.

       Изначально натюрморт был первым увлечением Виктора Тришкина. Художник это связывал с преподавательской работой. Постепенно, сначала интуитивно, подсознательно, начал чувствовать постановку. Впоследствии это послужило развитию композиционного чутья, постижению сути предметов, их гармонии, формы, фактуры, взаимодействия цветовых пятен.

       Натюрморту отведено важное место в его творчестве. Отовсюду, где бы ни был Виктор Михайлович, он возвращался со своим обычным трофеем – букетом полевых цветов, осенних листьев или озябшими от мороза ветками рябины с пламенеющими гроздьями. Работа над натюрмортом стала для него настоящей творческой лабораторией, где оттачивалось мастерство живописца. Его натюрморты просты и выразительны: «Осенний мотив» (1973), «Натюрморт. Рабочий стол» (1973), «Натюрморт весенний» (1983), «Камчатская рябина» (1987), «Полевые цветы» (2009) и многие другие. В них «живут», казалось бы, обычные предметы быта, дары природы, нередко атрибуты искусства и в то же время в них заложен глубокий философский смысл, который выражает богатство взаимосвязей человека и окружающего мира. Художник делится своими откровениями, вступая в незримый доверительный диалог со зрителем.

6. Натюрморт весенний. 1983. Х.м.70х83 

Натюрморт весенний. 1983. Х.,м.70х83

9. Камчатская рябина.1987.Х.м.94х129

                              Камчатская рябина.1987.Х.м.94х129

 

Натюрморт «Воспоминание» (1975) посвящён памяти отца художника Михаила Ивановича Тришкина, погибшего под Смоленском. Незатейливые солдатские принадлежности – котелок, фляжка, несколько запечённых в костре картофелин, чёрный хлеб, мерцание сдержанных серебристых красок, словно опалённых пеплом, говорят о суровых буднях войны. И только маленький хрупкий букетик ландышей пронзительно напоминает о весне!..

        Удивительно бережно подходит художник к национальным традициям коренных жителей Камчатки: коряков, ительменов, чукчей, эвенов. Но уходят в прошлое древние обычаи. Всё очевиднее приметы современности. Наверное, поэтому так часто ездил Виктор Тришкин в «глубинку» – в отдаленные поселки Оссора, Карага, Тымлат, Ачайваям. Изучал фольклор, тщательно выписывал плетёные из травы лэпхэ и берестяные туеса, расшитые бисером кухлянки и малахаи. Он познавал мир самобытный и бесхитростный. Соприкасаясь через эти рукотворные изделия с национальными истоками, В. Тришкин создал удивительные по красоте натюрморты: «Нымыланская кухня» (1973), повествующий о жизни береговых северных жителей Камчатки – коряков-нымыланов, «Корякский натюрморт» (1977), «Снаряжение оленевода Вантуляна. Село Ачайваям» (1975), «Эвенский натюрморт» (1974) и другие, приоткрывая зрителю пласт древней духовной и материальной культуры народов Севера.

1. Нымыланская кухгя 1973 67x87

   Нымыланская кухня, 1973, 67x87 

 2. Эвенский натюрморт1974 г. 100x80

 Эвенский натюрморт,1974 г., 100x80   

 3. Оленевод Вантулян 1975 г 63x82

          Оленевод Вантулян 1975 г, 63x82

             В середине 1970-х гг. художник всё чаще обращается к пейзажу, а уникальная первозданная природа Камчатки – является главным вдохновителем. Пейзажи камерные и панорамные, от ранних этюдов до зрелых эпических полотен исполнены богатством отзывов души художника о земле, ставшей ему родным домом. В них выразительно и образно передана северная природа с её неповторимым ландшафтом: бескрайние гряды сопок, заснеженные пики вулканов, напоенная туманами и ароматом трав тундра и величественный Тихий океан.

Он всегда писал много этюдов с натуры – животрепещущих мгновений природы, постепенно отбирая нужный, наиболее ярко концентрирующий в себе суть увиденного. Только после этого начинал работать над картиной в мастерской. Писал и односеансные этюды в технике «а ля прима». Тонкая живописная интуиция помогала ему найти «золотую середину» между натурой и образной условностью и, что немало важно, он умел привнести в свои работы какую-то особую удивительную задушевность (это относится и к его полотнам большого формата).

Как и у каждого художника были у Виктора Михайловича и свои любимые места: Бухта Наталья, Бухта Русская, многие пограничные заставы, Курильское озеро, Паужетка, Налычево, Оссора, Ачайваям, где он неоднократно бывал и которым посвятил немало полотен. Волнуют сердце, наполняя чувством живого дыхания природы картины: «Бухта Наталии. Юкольники» (1980), «Долина Авайваяма» (1982), «Паужетка. На реке» (1986), «На Севере Дальнем» (1988), «Карагинский остров» (1993).

5. Долина Ачайваяма.1982.Х.м. 70х100   Долина Ачайваяма.1982.Х.,м. 70х100 

8. Жаркое лето. Паужетка1986. Х.м.85х110  Жаркое лето. Паужетка. 1986. Х.м.85х110   

                                                                                                         

Конечно, погода Камчатки не балует изобилием погожих дней. Но бывают дни необыкновенно ясные, и тогда перед взором во всей своей красе открывается суровая и прекрасная с необозримой широтой её просторов Камчатка. Так появилось эпическое полотно «Бухта Русская» (1982), в котором весь мир полон хрустальной тишины, пронизан чувством торжества и покоя, а искрящаяся гладь бухты, обрамленная силуэтами горных хребтов, напоминает волшебную чашу с маленькими белыми пароходами. Пейзаж отражает творческие искания В. Тришкина начала 1980–х годов, написан мелкими раздельными мазками («пуантилизм»), в русле тенденций постимпрессионизма. В этой манере он выполнил единственную картину.

7._Бухта_Русская._1982.Х.м._115х140.png

        Бухта Русская. 1982.Х.,м. 115х140

Основополагающим для творчества В. Тришкина является понимание живописи в её естественности в раскрытии натуры, в развитии художественного видения, образности и понимания нового на основе преемственности традиций русской реалистической школы. Он пишет кистью и мастихином, использует широкий пастозный мазок и лёгкие лессировки, создающие впечатление дыхания красочной поверхности, что позволяют ему добиться той степени обобщения, эмоциональной выразительности, по которым мы узнаем руку мастера Виктора Тришкина.

Перелагая свои ощущения на холст, художник большое внимание уделяет передаче различных состояний природы, каждое время года неповторимо. Его привлекает и долгая камчатская зима с её удивительной чистотой воздуха, контрастами теней на белом снегу, пургами и оттепелями – «Лыжня к вулкану» (2010), «После пурги» (2000), и сочная зелень короткого камчатского лета «Жаркое лето. Паужетка» (1986). Но особенно много работ художник посвящает осеним и весенним мотивам. В них шальное прощальное полыхание красок «Камчатская осень» (1996) и поэтическая грусть, свойственная поздней осени, когда в задумчивой прозрачности увядающей природы ощущается неумолимое приближение зимы «Перед снегом» (1977).

Особый отклик в душе Виктора Тришкина находят весенние откровения. К ним можно отнести «Весна» (1995), «Ольха цветет» (1996). Глубоко прочувствован, словно сотканный из тончайших по колориту сложных серебристо-синих, сиреневых, розовых, охристо-коричневых цветовых отношений пейзаж «Весна. 8 апреля» (1995). Здесь нет внешних эффектов. В то же время, в простом весеннем мотиве с изображением сопок, тонких березок у реки и первых проталин, чуть обнажившегося от снега склона – ожидание чуда преображения природы, большая жизненная правда и хрупкая красота.

11. Весна. 8 апреля. 1995.Х.м. 90х120     Весна. 8 апреля. 1995.Х.,м. 90х120

 13. Ольха цветет. 1996.Х.м.80х97

         Ольха цветет. 1996.Х.,м.80х97

Виктору Тришкину интересны все времена года, сменяя друг друга, они всякий раз по-новому, волнуют художника неисчерпаемым богатством красок и впечатлений.

А ещё он любит писать межвластье дня и вечера, находя в этой поре то особое состояние, когда холодные сумерки ещё не унесли тепло и ясность уходящего дня – «К вечеру» (1993), «Летний вечер» (1996).

Помимо собственно пейзажных полотен Виктор Тришкин разрабатывает темы, связанные с индустриальным, городским и сельским пейзажем – «Паужетская Геотермальная станция» (1989), «Причал. Сероглазка» (1971), «Окраина Оссоры» (1970). В такие пейзажи, особенно городские и сельские художник нередко включает жанрово-повествовательные интонации – сюжеты, связанные с обыденной жизнью, вводя фигуры людей, но при этом они всегда согласованы с живописной средой пейзажа, не доминируют, а лишь дополняют и как бы растворяются в ней («Старый город. Рябиковская» (1974), «Тымлат» (1980).

4. Старый город. Рябиковская. 1974 75x89

                                Старый город. Рябиковская., 1974, 75x89

Из небольшого числа его работ портретного жанра, где немаловажную роль играет пейзаж, можно отметить: «Хозяин тундры» (1993), «Оленевод Вантулян» (1975), «Молодой оленевод Анатолий Окирго» (1995).

            Образные обобщения художника находят интересное художественно-пространственное решение в его картине «Крабы и море» (1987), в которой найден гармоничный сплав натюрморта в пейзаже. Торжественно звучит цвет карминно-красных крабов (на добротном деревянном золотисто-коричневом столе с раковинами и хрустальным фужером) на фоне синевы моря, парящих белых чаек и неба. Пейзаж «распахивает» пространство, по существу камерного натюрморта, сообщая композиции панорамный простор и ощущение свежести. Эта картина, как и многие другие его полотна подобна гимну, славящему красоту и богатство Камчатской земли.

10. Крабы и море.1987.Х.м. 100х110

                                         Крабы и море.1987.Х.,м. 100х110

Талант художника-колориста Виктора Тришкина проявляется в особенности его живописного видения: сочетании пленэрности с «декоративным» отношением к цвету, непринуждённостью композиции.

            В творческой биографии Виктора Тришкина много выставок самых разных уровней: городские, областные, краевые, зональные, региональные, республиканские, всесоюзные, зарубежные (США, Япония, Австрия, Чехия), персональные. В 1993 и1995 гг. вместе с творческой группой «Камчатка» (художники: Ф. Тебиев, В. Тришкин, В. Шохин) и Камчатским камерным оркестром под руководством Георгия Аввакумова он побывал в Чехии и Австрии. Работы камчатских художников с успехом экспонировались в Праге, Вене и Зальцбурге.

В 1999 году Виктору Тришкину было присвоено звание заслуженного художника России.

Живопись Виктора Тришкина бывает совершенно разной по настроению: глубоко лирической, созерцательно-философичной, взволнованно-романтической, но общее впечатление от его полотен – эмоциональное жизнеутверждающее мироощущение, основанное на непосредственном контакте с природой. Художник не перестаёт удивляться окружающему его миру, любуется его красотой, и зритель невольно вовлекается в «театр» его живописно-пластического языка.

Об авторе: Черкашина Антонина Сергеевна - старший научный сотрудник

                                    Камчатского краевого художественного музея, искусствовед,

                                       член Союза художников России        

                                                    E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Примечания:

  1. Создана Камчатская организация Союза художников РСФСР на Камчатке // Камчатская правда. – 1976. – 7 июля. – С. 2.

Источники, литература:

  1. Виктор Тришкин. Живопись. Альбом / Авт. вст. ст., сост. А.Черкашина. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2020. – 160 с. : ил.
  2. Интервью А.С. Черкашиной с В.М. Тришкиным, заслуженным художником России. 2020. Личный архив А.С. Черкашиной (Петропавловск-Камчатский). Не опубликовано.
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.