Александр Никитович Турчевский (1939-2014) – график, член Союза художников СССР.

Родился 15 сентября 1939 г. в с. Екатеринославка Амурской области.
В 1960 г. окончил художественно-графическое отделение Биробиджанского педагогического училища, был направлен преподавателем в г. Сретенск Читинской области. С 1961 г. работал учителем рисования и труда в педагогическом училище г. Сызрань Куйбышевской области.
В 1962 г. вернулся на Дальний Восток и поступил в Хабаровский педагогический институт на художественно-графический факультет.
В 1967 г. защитил на «отлично» дипломную работу на тему «Дальневосточный пейзаж», выполненную на 4-х листах в технике линогравюры.

После окончания института по распределению был направлен в
Петропавловск- Камчатский, где работал в школе, на студии телевидения, с 1968 г. – в Камчатских художественно-производственных мастерских.
Участвовал в художественных выставках: городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных. С 1970 г. ежегодно совершал поездки на творческие дачи. В 1974 г. – был принят в члены Союза художников СССР. В 1975 г. участвовал в Первой Всесоюзной выставке эстампа.

Александр Турчевский был одним из немногих советских художников, полностью посвятивших себя резцовой гравюре.
Гравюра резцом – самый старый вид углубленной гравюры на металле и технически один из самых трудоемких. Рисунок наносится специальными резцами непосредственно на металлическую пластину, а уже с нее получают оттиски. Эта манера требует не только физических усилий, но и терпения, упорства, чем А. Турчевский обладал в достаточной степени.

Однажды, на вопрос журналиста, почему он обратился к резцовой гравюре, художник ответил:


«Меня привлекла широта диапазона исполнения в резцовой гравюре – от тонкой линии до живописного пятна. Живая, гибкая линия передает гамму чувств глубже, тоньше, шире. Медь по своей фактуре мягкая, пластичная, – самая удачная основа для создания эмоционально наполненных произведений».

Эстампы Александра Турчевского продуманны до мелочей, они отличаются ясностью композиции, пластичностью и техническим мастерством.
Основной жанр, в котором работал художник и через который передавал свое видение мира – пейзаж. Его небольшие по размеру индустриальные и лирические пейзажи вмещают огромные пространства, дальние горизонты, жизнь неба и земли.
В 1982 г. переехал с семьёй в Комсомольск-на-Амуре.

1 (4).JPGАпрель. 1972. Гравюра на меди

 

2 (5).JPG

 В поселке Козыревск. 1973. Гравюра на меди

 

3 (5).JPG

Март. 1973. Гравюра на меди

 

4 (7).JPG

Циклон приближается. 1974. Гравюра на меди

 

5 (6).JPG

Сопка Мишенная. 1978. Гравюра на меди

 

6 (4).JPG

Рыбный порт. 1979. Гравюра на меди

 

7 (2).JPG

Разговор. 1980. Гравюра на меди

 

8 (3).JPG

 Тишина. Из серии «Камчатские мотивы». 1982. Гравюра на меди

 

9 (3).jpgАпрель. Из серии «Камчатские мотивы». 1985. Гравюра на меди

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.