16 сентября 2023 года в Улан-Удэ в рамках XIII Региональной художественной выставки «Дальний Восток» состоялась Региональная научно-практическая конференция «VI Потаповские чтения», посвященная культуре и искусству Дальнего Востока и Сибири.

Панова Анжела Борисовна

научный сотрудник

Камчатского краевого художественного музея

5.jpg

     Творчество Юрия Колдаева – значительное явление в изобразительном искусстве Камчатского края. Несмотря на то, что последние годы жизни Юрий Ефимович Колдаев жил и работал в Подмосковье, в старинном городе Волоколамск, для многих он остался принадлежать к замечательной плеяде «камчатских художников».

       В Камчатском краевом художественном музее хранится коллекция произведений Юрия Колдаева, собранной музеем благодаря различным поступлениям в фонды, в том числе закупкам Министерства культуры Камчатского края и дарениям супруги художника Людмилы Григорьевны Колдаевой. Всего в собрании 50 произведений художника. На сегодняшний день это самая значительная по объему музейная коллекция произведений Ю.Е. Колдаева*. Формирование коллекции происходило постепенно, начиная с 1990-х годов, когда музей только образовался, в ее основе – пейзажи камчатской природы, городских ландшафтов Петропавловска-Камчатского, портреты деятелей камчатской культуры.

 Юрий Ефимович Колдаев родился 15 января 1940 года в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Отец художника, Колдаев Ефим Дмитриевич, был кандидатом географических наук, директором местной школы. Юрий рано остался без отца – Ефим Дмитриевич в самом начале Великой Отечественной войны ушел на фронт, а в январе 1945 года погиб при освобождении Польши. Юрий Ефимович так вспоминал о своем детстве:

«Мы жили в семье моего деда. Это был сильный человек, потомственный казак. Он был для меня главным авторитетом и оставил глубочайший след в моем детском сознании. Простой и строгий уклад семьи сформировал мое мировоззрение и дальнейшее отношение к жизни. В конце войны пришла похоронка – отец погиб при освобождении Польши. После войны жилось очень трудно, семья бедствовала. Мама решилась поехать на Дальний Восток «попытать счастья».

   В 1953 году семья будущего художника переехала в Петропавловск-Камчатский. На тринадцатилетнего подростка красота девственной природы Камчатки произвела сильнейшее впечатление. В походах, сплавах по рекам Колдаев увлекся фотографией. Он научился «делать кадр», фиксировать явления природы. Однако, попытки запечатлеть окружающие пейзажи на фотопленке приносили разочарование. «На душе была скорбь, будто я похоронил природу. И я стал искать другие способы показать её красоту», - рассказывал художник. Он нашел себя в живописи.

  В 1958 году Юрий Колдаев поступил в Чебоксарское художественное училище, по окончании которого получил диплом учителя рисования и черчения. С 1963 года работал преподавателем рисования в Камчатском педагогическом училище. Затем он решил продолжил образование, поступив в 1966-ом в Дальневосточный институт искусств. Учился на факультете живописи у профессора, заслуженного художника России Василия Никаноровича Доронина.

«В профессиональном плане, - говорил Юрий Ефимович, - институт дал мне глубокие разносторонние знания. После института общение с ведущими мастерами Приморья, совместные поездки на пленэр помогли мне сформироваться как художнику».

   Еще на первом курсе института Колдаев познакомился с будущей женой Людмилой, ставшей его верной спутницей на всю жизнь. В их крепкой семье родились две дочери Валентина и Алина.

  После окончания Дальневосточного института искусств в 1971 г. Колдаев вернулся на Камчатку. У него была возможность по распределению поехать в другие города Дальнего Востока – в Благовещенск, где открывалось новое отделение Союза художников СССР или в Находку, но Колдаев заявил, что поедет только на Камчатку, так как без неё не мыслит развития своего творчества.

  Некоторое время он работал художником-оформителем в Камчатских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. В 1979 году Юрия Ефимовича пригласили преподавать рисунок и живопись в Детскую художественную школу г. Петропавловска-Камчатского.

  В 1982 году он был принят в Союз художников РСФСР. Позже, после того как в 1996 г. художник с семьей переехал в г. Волоколамск, где продолжил творческую и выставочную деятельность, Колдаев признавал, что период работы в Детской художественной школе (1980-е - 1990-е годы), был для него наиболее плодотворным. Именно к этому творческому периоду относится коллекция произведений Ю.Е. Колдаева в фондах Камчатского художественного музея.

  Ученики Юрия Колдаева любили своего учителя, отмечая в своих воспоминаниях его внимательность, строгость, безусловный талант и трепетное отношение к искусству, к профессии живописца. Время школьных каникул, совпадавшее с летними отпусками, позволяло художнику много ездить как по Камчатке, так и за ее пределами. На основе впечатлений от поездок, пленэрных работ собирался обширный этюдный материал. Неудивительно, что в творчестве Юрия Колдаева значительное место занимает пейзаж, ведь походы и дальние поездки по Камчатке были неиссякаемым источником вдохновения для мастера. Горные перевалы, скалы, поросшие лесом сопки, пестрая тундра, морские просторы – всё многообразие природных ландшафтов полуострова воплотил художник в своих произведениях «Красный перевал», «Вечер на веке Тымлат», «Отроги хребта», «Северный пейзаж» и многих других. Постигая особенности камчатского пейзажа, Колдаев выработал собственный художественно-образный живописный язык, которому свойственны глубокое обобщение, эпический характер изображаемой природы, ясность композиции, насыщенность цветовой палитры.

 Разные времена года, запечатленные художником в его работах, достоверно переданы в световых и цветовых особенностях каждого сезона: контрастное сочетание красок камчатской осени в работах «Отроги хребта», «Осень», «Сероглазка», «Порт»; ледяное величие вулканов, белоснежность засыпанных снегом городских улиц на картинах «Утро Камчатки», «После пурги» и др. Особенно проникновенными ему удавались работы, отражающие весеннюю пору. Торжественно-величавыми, радостными, благодаря звучному колориту, ощущаются полотна «Весенний день» и «Приход весны»; полны лирики работы «Пора подснежников», «Весна», «Каменные березы».

 

 Чувство глубокого восхищения природой было той основой, благодаря которой рождались его замечательные пейзажи. Но не только природа, а также люди и пространство их жизни, отдельный человек с его особым характером и судьбой, история родного края – всё это интересовало, вдохновляло, подвигало на новые свершения в творчестве.

 Одно из запоминающихся произведений Юрия Колдаева – пейзаж «По тундре. Геологи». На просторах весенней тундры по берегу широкой реки, за зеркальной гладью которой открываются грандиозные массивы заснеженной горной гряды, идет небольшой геологический отряд, состоящий из двух геологов с лошадьми и собакой. Композиция картины построена на сопоставлении огромного пространства тундры и маленьких фигур отряда. Окружающая природа словно подавляет своим великолепием и масштабом, но геологи, целеустремленные люди науки, продолжают свой путь. Они идут вперед, исследуя этот бесконечный и прекрасный мир. В этой картине явственно отразилась одна из основных идей в творчестве мастера – показать в единой гармонии природу, как основу бытия, и человека, с присущим ему деятельным началом.

эжит 2

По тундре. Геологи. 1990. Х, м. 100х125

 Подобным смыслом наполнено произведение «Русская бухта». В центре композиции мы видим ход одинокого рыбацкого сейнера в водах бухты Русской, окруженной со всех сторон темными скалами. Русская бухта – уникальное место, фьорд, образованный древним ледником, в который впадает река и множество ручьев. Сюда заходят корабли для пополнения запасов пресной воды. Художник изобразил вечернее время, когда тени от высоких скал, ограждающих бухту, ложатся на поверхность воды; рыбацкий сейнер уверенно продолжает движение, и светлый силуэт корабля, освещенного предзакатными лучами солнца, словно противостоит спускающейся темноте.

эдит 3

Русская бухта. Х, м. 63х84

 Стремясь передать энергию кипучей деятельности человека, он пишет буровые установки Мутновской электростанции, клубящиеся густым паром, на фоне вулкана («Мутновка»); рыболовецкие суда, спешащие закончить работу до закрытия навигации («Навигация заканчивается»).

 Желание воплотить образы родного Петропавловска-Камчатского, в котором художник жил и работал долгие годы, приводит его к созданию ряда городских пейзажей. С любовью изображает он виды города, стоящего на берегах одной из самых больших бухт мира – Авачинской бухты. Петропавловску-Камчатскому в музейной коллекции произведений художника посвящены работы «После пурги», «Сероглазка», «Порт», «Авачинская бухта», «Панорама Петропавловска-Камчатского».

 Обобщенный образ Петропавловска, как города-порта, представлен в работе Юрия Колдаева «Порт». Произведение отличается цельностью замысла и его воплощения, выразительностью, трансформацией конкретного ландшафта в собирательный образ города с яркой историей и судьбой. Более двух с половиной веков назад именно как порт стал развиваться Петропавловск-Камчатский. Долгие годы он был базой для различных морских экспедиций, кругосветных плаваний, заходивших в него, чтобы запастись водой и провизией. В произведении художника, написанного в середине 1980-х годов, трудовая жизнь порта неразрывно связана с жизнью города. Художник подчеркивает это, выстраивая композицию от оживленной городской улицы над причалами с кораблями и подъемными кранами к высокой линии горизонта, за который уходит водная гладь бухты. На первом плане – символ исторической памяти основателю города – памятник командору Витусу Берингу. Вертикаль устремленного ввысь памятника, рядом с которым в умиротворении и спокойствии сидят на скамейке женщины с детскими колясками, выделяется монументальной торжественностью на фоне полных динамики городских улиц и причалов. Ритмы вздымающихся стрел подъемных кранов, больших и малых кораблей на глади воды, объемов сопок и горных массивов вдали выстраиваются в одну общую диагональ, уводящую взгляд зрителя к горизонту. Оттуда, из-за «ворот» бухты, прибывали и прибывают морские путешественники, и туда же лежит их обратный путь.

эдит1

Порт. 1985. Х, м. 115х112

 Тема города, в котором порт и море играют важную роль, звучит и в портрете-картине «Горячий материал. Портрет журналиста Субботина Г.В.». На портрете изображен мужчина, работающий за письменным столом у окна, за которым открывается вид на Авачинскую бухту, постройки и краны порта, корабли, линию береговой полосы со скалистыми мысами, заснеженные сопки. В портретах современников («Художник Вячеслав Белых», «Народная артистка СССР Галина Астраханкина», «Репетиция. Евгений Морозов») Колдаев стремился передать психологические состояния своих героев, известных деятелей культуры полуострова, в момент их высшего душевного напряжения.

 В историческом полотне «Землепроходцы. Владимир Атласов и сотоварищи» художник показал, что ему подвластны глобальные по замыслу и масштабности воплощения темы. Идея, вдохновившая Юрия Ефимовича на создание произведения, возникла в далеком 1957 году. В честь Московского фестиваля молодёжи и студентов, школьники, среди которых был и Юра Колдаев, отправились в поход по реке Камчатке. Ребята хотели увидеть места, по которым прошел со своим отрядом землепроходец Владимир Атласов. Это первое соприкосновение с интереснейшей исторической личностью отложилось в его душе навсегда. Годы спустя, став профессиональным художником, Юрий Ефимович решил написать тематическую композицию, посвященную освоению полуострова.

эдит 4

Землепроходцы. Владимир Атласов и сотоварищи. 1995. Х на ДВП, м. 186х300

 Работе над художественным осмыслением истории освоения Камчатки художник посвятил около 10 лет. Он читал литературу и архивные источники, консультировался с краеведами, посещал этнографический музей в Ленинграде. В поездках на север он делал зарисовки нарт, одежды, типологических черт северных народов. Изучение исторического материала, встречи с краеведами, сбор и подготовка этюдных, портретных работ вылились в большое программное произведение. «Землепроходцы. Владимир Атласов со товарищи» – групповой портрет-картина, изображающий Владимира Атласова с отрядом казаков и юкагиров в походе на Камчатку**.

 Прообразом Владимира Атласова для художника стал его дед, так как собранные исторические материалы не давали ему представления о внешнем облике «камчатского Ермака». Алексей Васильевич Трандин – потомственный казак, участник русско-японской войны 1905 года. Память о деде, как о человеке с особым складом натуры, с крепким волевым стержнем характера, помогла создать центральный персонаж картины. Художник попытался отразить значимость исторического события через обращение к образу знаменитого землепроходца, изобразив его как человека, способного на героические деяния. Сильный, волевой, властный Атласов выделяется ростом, статью, взглядом, устремлённым в неизведанные дали. Рядом его соратники – отчаянные и смелые люди, которых не испугали колоссальные расстояния, крепкие морозы, голод и лишения. Проводниками казаков были северные аборигены – юкагиры. На картине рядом с Атласовым изображен один из юкагиров, придерживающий за повод оленей. Его прообразом стал самобытный корякский художник Кирилл Килпалин.

 Юрий Колдаев является сумел «взять творческую высоту» – воплотить значительную тему в большой картине. Его имя – в одном ряду с замечательными камчатскими живописцами и графиками, стремившимися осмыслить историю Камчатки и отразить ее в своем творчестве: это Валерий Ефимов, Владимир Соколов-Ширшов, Вадим Санакоев, Игорь Пискунов, Валентин Пошин. За долгие годы плодотворной творческой деятельности Колдаеву удалось воплотить в своих произведениях великолепные образы таинственной и суровой, древней и самобытной камчатской земли. Он оставил наследие, без которого уже не мыслится искусство Камчатского края.

 

* произведения Ю.Е. Колдаева находятся в собраниях других российских музеев: в Камчатском краевом объединенном музее, Музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль» (г. Волоколамск), Лотошинском историко-краеведческом музее (Московская обл.), Шаховском районно-краеведческом музее (Московская обл.), а также в мемориальных покоях митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима Свято-Юрьевского Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, экспозиции «Святая Русь» зала воскресной школы храма Рождества Богородицы, Волоколамском библиотечном центре, в частных коллекциях России и за рубежом.

**Отряд состоял из 125 человек: 65 казаков и промышленников и 60 юкагиров. Маршрут похода пролегал от Анадырского острога через Корякский хребет вдоль западного побережья Камчатки. Отряд Атласова выдвинулся 14 декабря 1696 г. из Анадырского острога на сорока оленьих упряжках, и прошел сушей почти все западное побережье полуострова Камчатка (1100 км.).

 

 

Источники:

  1. Архив Камчатского краевого художественного музея.
  2. А.Е. Шестерикова. Памяти учителя.
  3. Е.Г. Данилова. Миры Юрия Колдаева.

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
ПОДЕЛИТЬСЯ

© 2010-2024 - Камчатский краевой художественный музей. Тел. (4152) 42-42-88, 42-30-25
При любом использовании материалов ссылка на kamartmuseum.ru обязательна. Все права защищены.